Автомобильная электропроводка: требования
К проводу, который используется в автомобильной электропроводке, предъявляют особые требования, связанные со спецификой эксплуатации.
К проводу, который используется в автомобильной электропроводке, предъявляют особые требования, связанные со спецификой эксплуатации.
Прежде всего, он должен иметь высокий уровень пожарной безопасности. Летом температура внутри салона авто, который стоит на солнце может подниматься да +45°С...+70°С, в зависимости от региона, зимой, опускаться до -30°С...-45°С.
Кроме того, автомобильная электропроводка прокладывается по порогам, технологическим каналам, за обшивкой, а также проходит через различные отверстия в перегородках.
В результате на неё воздействуют не только перепады температур в большом диапазоне, но и вибрации, трение и другие механические проявления эксплуатации автомобиля. При этом некоторые провода могут быть не защищены от попадания горюче-смазочных материалов, воды, а также обледенения.
Соответственно, жёсткая проводка с обычной изоляцией довольно быстро выходит из строя, обнажая металлическую жилу, контакт который с металлическими частями автомобиля может привести к короткому замыканию и возгоранию.
Поэтому настоятельно рекомендуется для модернизации и ремонта выбирать специальные гибкие многопроволочные провода для автомобильной проводки.
Критерии подбора сечения
Выбор автомобильной электропроводки осуществляется на основании анализа трёх критериев:
- Длина кабеля от источника питания до потребляющего электрооборудования;
- Номинальное напряжение аккумулятора или генератора;
- Максимальный ток, потребляемый подключённым электрооборудованием.
Сечение кабеля должно быть таким, чтобы при долговременном потреблении максимального тока снижение напряжения составляло не более 10% от номинальных значений напряжения аккумуляторной батареи.
В случае если электроприборы потребляют ток в импульсном (кратковременном) режиме допустимое снижение не должно превышать 15%.
Сопротивление провода для автомобильной проводки, которое и является причиной уменьшения напряжения, вызывает нагревание токонесущих жил.
Поскольку специальная изоляция, которая используется в автомобильных проводах, значительно затрудняет охлаждение, настоятельно рекомендуется выбрать сечение провода с учётом резерва длительной эксплуатации, то есть превышением расчётного значения на 10-15%.
Краткий обзор марок провода для автомобильной проводки
На данный момент автомобильная электропроводка создается из наиболее востребованных отечественных марок:
- ПВА (автотракторный). Низковольтный кабель, имеет 5 (высокий) класс гибкости. Максимальная эксплуатационная температура +105°С. Однако, производители регламентирует предел теплостойкости + 135°C на протяжении не менее 96 часов.
- ПВАМ (транспортный малогабаритный). Более компактная разновидность ПВА, которая отличается уменьшенной толщиной изоляционной оболочки из ПВХ пластиката. Также относится к низковольтным проводам, не отличается от ПВА по области применения и способам монтажа. Единственным различием является рекомендации использовать в транспортных средствах или отдельных автомобильных узлах, которые подтверждаются мнение интенсивной эксплуатации.
- ПГВА. Низковольтный провод третьего класса гибкости с ограничениями диапазона рабочих температур – 40С ... + 70 С;
- ПГВАЭ. Низковольтный провод третьего класса гибкости с экранированием. Используется при необходимости защиты проводника от электромагнитных помех;
- НВ, НВМ. Универсальные провода рассчитанные на напряжение 600 и 1000 В (переменное) и 840 и 1400 В (постоянное). Как правило, применяется для соединения между собой автомобильных приборов. Требует жёсткой фиксации при монтаже.